Последствия психологической травмыКогда от взрослого мужчины ушла жена — это совсем не тоже самое, что двухлетнего ребенка бросила мать. У взрослого человека есть ресурсы, чтобы справиться: у него есть знания о мире, у него есть друзья, у него есть работа, хобби, деньги в конце концов, чтобы себе помочь. Ушла жена — это плохо, но не смертельно*. Когда ребенка бросила мать (пусть даже эт на 10 дней или на пару лет оставила с бабушкой) — это опыт в буквальном смысле на грани жизни и смерти. Когда мамы рядом больше нет — это для ребенка означает смерть и переживается как смерть.
Травма страшна не только самими катастрофическими переживаниями, но и психологическими последствиями: выводами, которые ребенок делает о себе и о мире. Выводы делает 2-х, 3-х, 5-ти летний ребенок, а живет по ним человек всю свою взрослую жизнь.
Особенность этих выводов в том, что:
1. Они делаются на основе той информации, которая у ребенка есть о себе, окружающих и мире на тот момент. И с тех пор не апдейтятся — новая информация или новый опыт никак на них не влияет. Более того, весь последующий опыт человек организует так, что он только подтверждает и укрепляет эти давно-давно сделанные выводы.
2. Во всем плохом, что с ним делают родители, ребенок обвиняет прежде всего себя самого: со мной так поступают потому, что я плохой.
Про то, как сложилась дальнейшая жизнь Джонни, к сожалению, ничего не известно. Дети в его ситуации делают примерно следующие выводы:
читать дальше1. Меня оставили в детском саду потому, что мама меня не любит. Она меня не любит, потому что я плохой.
2. Любить, испытывать сильную привязанность к кому-либо - опасно. Этот человек тебя может неожиданно бросить.
К этим выводам могут добавляться еще всякие дополнительные верования и правила жизни, которые берутся буквально "с потолка". Скажем, если перед отправкой в садик Джонни капризничал и отказывался есть кашу, в его детском сознании оба события могут оказаться связанными. И вывод может быть "Меня наказали изгнанием из дома за то, что я не ел кашу". В последующей жизни это может вылиться в разное дикое пищевое поведение: например, человек будет давиться, но есть все, что ему мама/жена приготовила из страха, что его бросят.
Вот с этим багажом из "я плохой" и "любить нельзя, потому что бросят" и прочих чудовищных убеждений человек приходит во взрослую жизнь, и в согласии с этим он свою жизнь и свои отношения строит. Я думаю, вы вокруг себя полно таких видите (или даже - сами входите в их число). Причем, люди частенько совершенно не осознают, что ими руководит, а события, которые стали причиной таких убеждений, могут уже быть стерты из памяти. Например, взрослый Джонни в свои лет 40 может быть в глубоком шоке от осознания, что такая "ерунда", как десятидневное пребывание в детском саду в возрасте двух лет, является причиной его несложившеся жизни, одиночества, депресси, разводов, а то и пьянства и наркомании.
Множество травмирующих событий происходит в довербальный период, в то время, когда человек еще не научился разговаривать. Обычно эти события в памяти не сохраняются, или сохраняются в разобранном или неполном виде: только размытая картинка, или только звуковая дорожка, или вообще только ощущение в теле и ничего больше, никаких связанных с ним картинок или звуков. Кстати, это одна из причин, по которой фрейдовский метод "вспомнить все и пережить заново" не работает - нечего вспомнить, нет на винте файла в целом виде. Кроме того, есть исследования, которые доказали: многократное прокручивание в памяти какого-то события меняет память о событии, потому что происходит что-то вроде перезаписи: на изначальную память записывается новая версия, так что важные детали могут быть утеряны навсегда.
Отдельно надо пару слов сказать, почему дети все переводят на себя. У мамы депрессия - это потому, что я плохой. Папа ушел из семьи - это потому, что я плохой. Родители срутся - это потому, что я плохой. Откуда это?
Детям очень важно видеть своих родителей:
1. Сильными и способными.
2. Хорошими и достойными уважения людьми.
Ребенок полностью от родителей зависит, он полагается на них для своего выживания. Если тот, от кого зависит твое выживание, слаб, труслив, эмоционально разрушен, недееспособен - это не просто страшно, это очень, очень страшно. Представьте, что пол в квартире, в которой вы живете, в любой момент может провалиться. Он все время предательски трещит под вашими ногами, и вы никогда, ни секунды не можете почувствовать себя надежно и безопасно. Вы не можете его заменить и не можете никуда переехать (у детей нет ресурсов изменить ситуацию и нет возможности найти себе других родителей). Вот вы так и живете, в состоянии хронического ужаса.
Примерно тоже самое чувствует и ребенок, когда его родители ненадежны, когда на них нельзя положиться для получения психологической и физической безопасности, поддержки, заботы и любви. Так что ребенку проще взять всю вину на себя: проще обвинить себя в том, что он плохой, и поэтому родители ведут себя как последние уроды, чем признать, что родители и есть последние уроды. Это не только позволяет ребенку продолжать считать их хорошими, сильными, достойными людьми, но и дает иллюзию контроля и даже всемогущества. "Папа нас бросил потому, что я был плохим сыном. Вот я стану хорошим - и папа вернется". "Мама квасит как не в себя потому, что я плохая, отвратительная дочь. Вот я стану хорошей, заслужу мамину любовь - и мама перестанет бухать и выйдет из депрессии". В последствии из таких людей вырастают "спасители" - те, кто постоянно ищет, кого бы им спасти. Они убеждены, что не справились с задачей спасти своих родителей, оказались слишком слабыми, никчемными, беспомощными, чтобы осчастливить свою маму или папу, поэтому они ищут других нуждающихся и пытаются спасти их, чтобы как-то починить этот свой внутренний раздрай.
О том, как потом люди с этим всем живут, будет дальше.
*За исключением случаев, когда у него анамнез как у Джонни: есть опыт того, как бросила мать. И тогда уход жены он будет переживать точно также, как и двухлетний ребенок, потому что уход жены ляжет на уже имеющуюся кровоточащую не одно десятилетие травму.